В отраслевом издании «Страна Росатом» подробно рассказали о планах и перспективах выпуска автомобильных катализаторов на предприятии «Экоальянс» (резидент ТОР «Новоуральск»).
«Экоальянс», базирующийся на Уральском электрохимическом комбинате, с 1994 года выпускает автомобильные катализаторы. В 2021 году он был одним из двух российских производителей с долей рынка 32 %. После того как в феврале 2022 года красноярский конкурент, принадлежавший британской Johnson Matthey, прекратил производство, доля «Экоальянса» выросла до 47 %, а в этом году – до 79 %. Остальное – импорт.
Правда, в абсолютных числах объем производства пока ниже, чем в допандемийном 2019 году – тогда было около 500 тыс. катализаторов. В 2022 году на фоне проблем у крупнейших российских автопроизводителей, основных клиентов «Экоальянса», компания изготовила порядка 300 тыс. катализаторов. Могло быть и хуже: правительство разрешило выпускать автомобили по «Евро-0» (экологический стандарт содержания вредных веществ в выхлопных газах) – для них катализаторы не нужны. Однако автопром разрешением не воспользовался и продолжил работать по «Евро-2», так что спрос на катализаторы сохранился. Ужесточение требований до «Евро-5» ожидается в начале следующего года.
План выпуска на этот год базируется на возросшем спросе и оживлении российского автопрома, спрос оценивается в 460–470 тыс. штук. Намечается активное сотрудничество с «Хавейл Мотор Рус» (бренд Haval) – катализаторные блоки прошли одобрение и сертификацию для использования в одной из моделей.
Спрос в следующем году в «Экоальянсе» оценивают в 570–580 тыс. единиц. Будет ли введен стандарт «Евро‑6», по которому на машину устанавливается два катализатора, пока непонятно. Тем не менее гендиректор компании Тарас Пекарский отметил, что в ответ на среднесрочные потребности авторынка в 2025 году «Экоальянс» намерен запустить новые производственные участки. Мощность вырастет до 2,5 млн изделий в год. Номенклатура пополнится катализаторами для грузовых автомобилей.
«Экоальянс» открыт для переговоров с новыми владельцами предприятия Johnson Matthey, но не питает иллюзий по поводу того, что сотрудничество возможно в ближайшее время.
Еще одно направление развития катализаторного бизнеса – увеличение локализации производства. Керамические носители, порошковые материалы и стальной лист, из которого делают горячую часть выхлопной системы, импортируют из Китая. Поскольку работа с китайскими поставщиками шла давно и именно они позволили пережить кризис 2009 года, когда в Европе упало автопроизводство, проблем с поставками у «Экоальянса» нет. По оценкам Тараса Пекарского, российское производство носителей и порошков может появиться в течение 3–10 лет, а вот захотят ли наши металлурги производить стальной лист, неясно.
Россия намерена наращивать выпуск электромобилей. По прогнозам, в 2035 году 20–40 % из 2–2,5 млн выпускаемых в нашей стране машин будут электроприводными. Это потенциальная угроза сокращения спроса на катализаторы, но в «Экоальянсе» считают, что беспокоиться пока не стоит. «В обозримой перспективе ежегодно будет выпускаться 700 тыс. – 1,2 млн автомобилей, включая грузовики. Даже за вычетом электромобилей работы нам достаточно», – подытожил Тарас Пекарский.