Об актуальных вопросах использования золошлаковых отходов, переработанных в полезные строительные материалы по технологии ООО «ТЭФРА» (резидент ТОР «Северск»), рассказали в № 2 (162) 2023 года отраслевого строительного журнала «Томский Дом».
По оценкам экспертов, в нашей стране 172 ТЭЦ работают на угле, а ежегодная выработка золошлаковых отходов составляет около 22 миллионов тонн. На Сибирский федеральный округ приходится около 70 % от суммарно произведённых отходов угольной генерации, поскольку в регионе расположены крупнейшие ТЭЦ страны. И на этом фоне остро стоит проблема утилизации золы и шлака, основная масса которых сегодня просто хранится на полигонах. Как повысить объёмы утилизации золошлаковых отходов с пользой для экономики и экологии региона? Эту тему обсудили на совещании в департаменте архитектуры и строительства Томской области с участием представителей ООО «ТЭФРА», а также регионального Союза строителей, профильных подразделений администраций города Томска, ЗАТО Северск и Томского района.
Очевидно, что простое хранение золы и шлака неэффективно и с экологической, и с экономической точки зрения, и пришло время принять решительные меры. Летом прошлого года Правительство России приняло постановление по повышению объёмов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, а в январе текущего года в Томской области утверждена соответствующая региональная программа. Участники совещания рассмотрели положительный опыт применения золошлаковых отходов в соседних регионах.
В Новокузнецке уже несколько лет ведётся рекультивация горных отвалов бывшей шахты золошлаковыми материалами Кузнецкой ТЭЦ. В 2017 году электростанция после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы запустила пилотный в Кузбассе проект рекультивации золошлаковыми материалами (ЗШМ) горных отводов ликвидированной шахты «Байдаевская» в Орджоникидзевском районе Новокузнецка, чтобы предотвратить на участке рекультивации оползни и эрозию. Кемеровчане планируют использовать золошлаки для асфальтирования дорог, правда, пока предполагается протестировать технологию на небольшом участке. Одновременно с этим здесь думают ещё и над перспективой производства специальных добавок на основе золошлаков для борьбы с гололедицей на дорогах. А в Новосибирской области крупную партию золошлаковых материалов ТЭЦ-3 в объёме 125 тысяч кубометров планируют поставлять одному из муниципальных предприятий. В местном Спецавтохозяйстве собираются засыпать ими неиспользуемый карьер. Ранее 200 «кубов» золош
лаковых материалов ушли на засыпку полигона твёрдых бытовых отходов «Левобережный». Предполагается, что золошлаковые материалы, которыми перекрывается доступ воздуха к отходам, предотвратят возгорания и снизят воздействие свалки на экологическую ситуацию в городе. Этот опыт сейчас изучается.
Томская область тоже планирует вплотную заняться эффективной утилизацией отходов угольной регенерации. Так, резидент Территории опережающего социально-экономического развития «Северск» компания «ТЭФРА» (дочерняя специализированная отраслевая компания по переработке золошлаковых материалов АО «Русатом Инфраструктурные решения») приобрела исключительные права на изобретение установки по переработке золошлаковых отходов. Компания планирует извлекать из побочных продуктов сжигания угля на Северской ТЭЦ полезные компоненты для последующей продажи на открытом рынке. Мощность перерабатывающего комплекса – 180 тысяч тонн в год. Уже подготовлена производственная площадка, проведены инженерные изыскания, а на золоотвале разместили опытную установку, которую планируется запустить примерно в начале лета. По словам экспертов золу уноса (тонкодисперсный материал с небольшими размерами частиц) можно использовать в качестве сырья для производства бетона, сухих строительных смесей, геополимерных вяжущих и так далее.
Правда, томские строители относятся к этой идее пока с некоторой долей скептицизма. Как отметила и.о. заместителя начальника департамента архитектуры и строительства Томской области Олеся Козлова, технологии применения золошлаковых отходов имеют право на существование и необходимо детально изучить имеющийся опыт их применения. В итоге участники совещания приняли решение определить пилотные объекты в муниципальных образованиях, направив соответствующее предложение строительному бизнесу в регионе.