Региональный инвестиционный стандарт: оптимизация процедур

В ходе VI Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030» генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин выступил на панельной сессии «Региональный инвестиционный стандарт: оптимизация процедур для инвестора», организованной Министерством инвестиций и развития Свердловской области. В своем докладе Николай Пегин обобщил опыт и предложения как АО «Атом-ТОР», так и Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития (НААИР).

Отмечено, что к разработке предложений, корректировок необходимо подключать региональные отделения деловых объединений. В настоящее время предложения формируются преимущественно на федеральному уровне, без учета региональной специфики. Так, лучшей практикой признана поддержка «Корпорациями развития» инвесторов в вопросах технологического присоединения. Деловые объединения предлагают включить функции по техприсоединению в обязанности агентств. Но «Корпорации развития», как правило — это управляющие компании ОЭЗ и промпарков, однако, например, «Агентство инвестиционного развития Татарстана» — орган власти. Чтобы сопровождать инвесторов по технологическому присоединению, потребуется наделение Агентства соответствующими полномочиями, расширение штата, наем специалистов. Но изменение формулировки с «отвечает» на «организует взаимодействие» (и последующее обращение к профильным структурам региона) снимает эту проблему. Другой пример: предлагается распространить практику рассмотрения споров на заседаниях инвесткомитета под руководством губернатора. Но инвесторы не всегда готовы выходить на публичное обсуждение такого уровня с нерешенными вопросами и противоречиями.

Единая методология

Для единообразия региональных стандартов предложено обеспечить выполнение положений Приказа №591 Минэкономразвития, «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах РФ («Региональный инвестиционный стандарт»)». Отмечено, что в инвестиционных декларациях ряда регионов не везде заявлена личная ответственность высшего должностного лица: иногда указано, что руководитель «определяет направления инвестиционной деятельности». Не утверждена глубина предоставления информации, поэтому в регионах значительно различается объем нормативно-правового акта, утверждающего инвестиционную декларацию. Необходимо определиться с единым требованием по включению ссылок на нормативные документы, учесть предложения о наличии «одного окна», мерах поддержки, приоритетных отраслях, гарантиях неухудшения, наличии инвестиционного совета, и так далее.

Ведение инвестиционных карт

В инвестиционных картах пилотных регионов существенно различаются структуры разделов, наполнение, подходы к созданию баз данных и визуализация. Не сформирован регламент актуализации инвестиционных карт. Предлагается разработать типовой бизнес-процесс взаимодействия участников актуализации и администрирования инвесткарт в регионе. Часть информации не публикуется по требованиям безопасности (например, сети газоснабжения): если согласование естественных монополий и компетентных органов на информацию о таких объектах не будет получено, от публикации указанных слоев необходимо отказаться. Необходимо сократить трудно исполнимые требования для инвестиционных карт (например, слои «свод инвестиционных правил», «налоги»). Такую информацию предлагается оформить как разделы инвестиционного портала. Информацию о тарифах предлагается разместить в кратком формате, с возможностью отображения в разной цветовой гамме, обозначив районы с минимальными и максимальными тарифами.

Работа с противоречиями

Предлагается создать перечень ситуаций расхождения ведомственных регламентов, и проработать решение спорных ситуаций. Ведомственные регламенты расходятся, иногда противоречивы; имеют место расхождения трактовок между федеральными и местными структурами внутри ведомств. Желательно предоставить «Агентствам развития» полномочия на принятие решений при расхождении регламентов, и в иных спорных ситуациях. Также Агентствам развития желательны полномочия на получение разрешений, согласований, подготовки проектной документации, возможность подавать ходатайства. Необходима корректировка требований по нормативным срокам получения услуг от ресурсных и других организаций в рамках реализации инвестпроектов. Наконец, материалы и проекты решений должны поступать участникам обсуждений минимум за день, для сверки и уточнений.

Практическая значимость

Участники совещания отметили высокую практическую значимость внесенных предложений. Материалы доклада переданы и.о. Министра инвестиций и развития Свердловской области Елене Хлыбовой.