Опыт Росатома — в дискуссии РБК о системе преференциальных зон

Генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин принял участие в экспертной сессии РБК «Территории преференций. Перспективы ОЭЗ и ТОР в новой реальности». Эксперты обсудили новые механизмы регулирования территорий с налоговыми льготами, сравнили режимы ТОР и особых экономических зон, проблематику создания промышленной инфраструктуры, вопросы подготовки кадров, и лучшие практики по размещению производств.

На вопрос модератора Андрея Левченко о роли территорий опережающего развития (ТОР) в бизнесе Росатома Николай Пегин напомнил, что концепция территорий опережающего развития изначально формировалась для развития территорий Дальнего Востока. Госкорпорация изначально была заинтересована в получении социального эффекта для закрытых территориальных образований, где инвестиционная деятельность затруднена из-за режимных ограничений. Одна из актуальных проблем таких территорий — «маятниковая миграция» части трудоспособного населения, что приводило к накоплению социальной усталости. Изначально на режим ТОР была возложена именно миссия достижения социальных эффектов. Однако после того как Президент РФ в конце 2018 года поставил задачу увеличения выпуска гражданской продукции в госкорпорациях, ТОР оказались востребованы как инструмент ускоренной коммерциализации результатов НИОКР, и вывода на рынок гражданской продукции. Последующая работа показала, что режим ТОР позволяет быстрее запускать новые бизнесы, проводить коммерциализацию отраслевых стартапов. Также преференции привлекают инвесторов, не связанных с Госкорпорацией. Наступивший затем период внешнеэкономических сложностей показал, что преференциальный режим снижает давление негативных факторов, особенно для проектов на стадии запуска.

Одна из проблем преференциальных режимов, которую поднял ведущий — повышенное внимание проверяющих органов к резидентам, даже на раннем этапе работы. Николай Пегин отметил, что при ожидании эффекта необходимо учитывать объективно существующий цикл реализации проектов. Каждый инвестиционный проект проходит через цикл, включающий не только проектирование, строительство и пусконаладку, но и ожидание первых историй успеха: инвесторы стремятся на территории, где уже состоялись коммерчески успешные проекты. Причем для малого, среднего и крупного инвестора значение имеет именно успех сопоставимых по масштабу проектов. Именно по прошествии четырех-пяти лет, напомнил Николай Пегин, ТОР Росатома стали показывать уверенную статистику: на данный момент это 165 резидентов, с подписанным объемом соглашений на 82 млрд руб., и планируемым созданием более 10 тыс. рабочих мест. Из этого объема к данному моменту вложено уже 7 млрд руб., создано почти 7 тыс. рабочих мест. Еще одна характерная цифра — в том. Что резиденты ТОР Росатома уже заплатили порядка 2 млрд руб. налогов, тогда как объем использованных преференций существенно меньше — порядка 400 млн руб. Таким образом, говорить о выпадающих доходах некорректно — режим преференций даже в первые годы существования становится региону выгоден.

Что касается ответственности резидентов за выполнение обязательств, Николай Пегин напомнил, что существует и поддерживается регулярная отчетность, причем роль управляющей компании не просто сбор статистики, но и заблаговременное реагирование на ситуации, когда инвестор по тем или иным причинам оказывается в зоне риска, «розовой зоне». Задача управляющей компании — оказать содействие для выполнения обязательств.
Еще один вопрос, который обсудили участники — это роль ИНТЦ, инновационных научно-технологических центров. По словам Николая Пегина, задача режимов ТОР и ИНТЦ различна — но для нового формата преференций может быть полезным опыт, наработанный компанией «Атом-ТОР» в ходе развития ТОР в ЗАТО и моногородах Росатома. Это позволит сэкономить время на прохождение непростого процесса «запуска» территории, наработки первых историй успеха.
Завершая дискуссию, участники вернулись к теме оценки эффективности ТОР. Николай Пегин отметил, что ключевой показатель оценки эффективности в сегодняшних непростых условиях — это корректно выполненная оценка мультипликативного эффекта — с пониманием, сколько частных инвестиций будет привлечено на каждый рубль государственных вложений. Иное, прямое сопоставление показателей преференциальных территорий некорректно, поскольку все территории изначально различаются по экономическим, логистическим, даже климатическим условиям. Также следует понимать, что результаты работы по привлечению инвесторов должны оцениваться не в краткосрочной, но в долгосрочной перспективе: предприятия, а следовательно и рабочие места, создаются на перспективу десятилетий. Ведь, хотя наиболее весомая льгота, сниженная ставка платежей во внебюджетные фонды действует лишь 3 года с момента создания ТОР, а другие весомые преференции рассчитаны на десятилетие, сами территории опережающего развития создаются на 70 лет, и фактических ожидаемый эффект превышает даже долгосрочный горизонт планирования.